Загрузка Загрузка. Подождите...
Форум
Каталог сайтов
Рейтинг сайтов
Доска объявлений
Контакты
Реклама на сайте


Клуб любителей Hi-Fi, High-End
Audio Hi-Fi
Audio Hi-Fi
Hi-Fi
High End
Electric House - электромонтаж
Hi-End
Баннерная реклама


Электромонтажные работы на дачах и квартирах
На главную
Контакты
 

Портал аудиофилов Русско-язычного интернета - «Audio Hi-Fi»


0
Голосов: 0

21.10.2015 06:39 | Romnik

Просмотров: 2161

Как реализовать Hi-Fi звук на базе ПКСама аббревиатура Hi-Fi означает High Fidelity, что в переводе с английского означает «высокая точность». Именно так и характеризуется то самое «хай-файное» звучание. На сегодняшний день граница между топовыми мультимедийными колонками и бюджетным Hi-Fi весьма призрачна. В рамках данной статьи мы рассмотрим вариант сборки аудиотракта с источником в виде ПК в ценовой категории от $300 за компонент.

Источник

В классическом варианте в качестве источника звука в высококачественном тракте используется виниловый проигрыватель или же стационарный CD-плеер. В этой статье мы попробуем разобраться, в какой степени их способен заменить обычный ПК.

Здесь сразу отметим – слушать MP3 на колонках и усилителе немалой стоимости смысла нет. Проигрывать CD-аудио диски на обычном компьютерном приводе также не следует. Наиболее подходящий вариант с нашей точки зрения – это оцифровка специализированными программами в так называемом lossless формате. Но давай обо всем по порядку.

Начнем с проблем, с которыми меломан обязательно столкнется при создании высококачественного звукового тракта на базе ПК. В первую очередь стоит позаботиться о максимальном снижении шумности работы ПК. Варианты тут различные – от замены кулеров на более качественные и эффективные до сборки отдельного маломощного и практически бесшумного мультимедийного центра исключительно для «музыкальных» нужд. Вопросам бесшумного охлаждения, а также различным аспектам подборки оптимальной конфигурации домашнего компьютера журнал «Железо» ранее неоднократно уделял внимание.

Далее следует обратить внимание на качество блока питания. Даже самая лучшая в мире звуковая карта не сможет раскрыть свой потенциал, если ее запитать от низкокачественного БП. В целом, именно импульсные помехи по питанию, которые типичны для ПК, и побуждают скептиков отрицательно относиться к компьютеру, как источнику высококачественного звука. Посему качеству питания следует уделить первостепенное внимание.

В погоне за качественным звучанием музыки весьма популярной ошибкой является покупка типично «геймерской» звуковой карты, например, такой, как Creative Audigy 2/4. Основным недостатком таких устройств является частота центрального аудиопроцессора (ЦАП) 48 кГц, в то время как стандарт CD-аудио устанавливает частоту 44.1 кГц. Таким образом, если звуковой сигнал прослушивается через ЦАП, работающий на частоте 48 кГц, происходит передискретизация. Именно она и вносит в звучание искажения. Кроме того, типичные «геймерские» звуковые карты с поддержкой ЕАХ и т.п. комплектуются аналоговой частью из далеко не самых лучших деталей (в основном операционных усилителей).

Выбор карты

Поскольку в самом ПК именно звуковая карта наиболее важна с точки зрения меломана, то на выборе оной мы и остановимся подробнее.

Creative Live! 5.1 – самая старая из актуальных на данный момент звуковых карт от Creative. Имеется поддержка EAX1 и EAX2. Качество звучания этого ветерана по современным меркам можно оценить как низкое.

Creative Live! 7.1 24-bit является своего рода старшей сестрой предыдущей карты. В плане сходства между этими устройствами можно отметить разве что название. Данная карта программно поддерживает EAX до третьей версии включительно, в результате чего производительность в игровых приложениях снижается ввиду «перекладывания» нагрузки от обсчета ЕАХ-эффектов целиком и полностью на центральный процессор ПК. Однако Creative Live! 7.1 24-bit оснащена достаточно качественными элементами в аналоговой части (такими же, как и у Audigy 2ZS), поэтому звучание этой звуковой карты можно назвать неплохим. По соотношению «качество звучания/цена» это практически лидер. К сожалению, Live! 7.1 24-bit снята с производства.

Creative Audigy появилась вслед за Live! 5.1 и ничем существенным от нее не отличается. Поддержка тех же версий ЕАХ, фактически такое же низкое качество звучания. Малопримечательный продукт…

Creative Audigy 2 (6.1) существенно отличается от своего младшего собрата. Здесь была введена поддержка EAX3 (а впоследствии и EAX4), заявлена поддержка режимов воспроизведения 192kHz/24bit. В силу применения в аналоговой части компонентов сравнительно высокого качества звучание Creative Audigy 2 можно охарактеризовать как приемлемое.

Creative Audigy 2 Value является упрощенной версией Audigy 2 и повторяет основные преимущества и недостатки «обычной» версии. Формальные возможности идентичны, однако следует отметить удешевление аналоговой части, что привело к небольшому падению качества звучания.

Creative Audigy 2 SE/LE/etc представляют собой «вариации на тему» предыдущих звуковых карт, будь то Live! 7.1 24 bit или же Audigy2. Для них характерна номинальная поддержка игрового API – все версии EAX исполняются только программно. Про качество звучания тоже сказать нечего – звучат откровенно плохо. К приобретению не рекомендуются.

Creative Audigy 2 ZS представляет собой обновленную версию Audigy2. Появилась поддержка EAX4 (также была введена и в Audigy2). Качество звучания улучшилось. Из приятных мелочей стоит отметить появление консоли управления, эквалайзера и THX-калибровки. THX-калибровка позволяет указать расстояние и угол поворота каждой колонки относительно рабочего места.

Creative Audigy2 ZS OEM представляет собой урезанную по возможностям Audigy 2ZS – пластиковые разъемы и отсутствие портов IEEE 1394. Иногда возможны проблемы с установкой новых версий драйверов. Игровые и музыкальные возможности находятся на уровне Audigy 2ZS.

Creative Audigy 4 – это новая реинкарнация звуковой карты, ранее известной под названием Audigy 2 Value. Существенных различий в звучании нами выявлено не было.

Creative Audigy 4 Pro является улучшенной модификацией Audigy 2ZS. Игровые возможности – те же. Благодаря применению элементов, которые используются в профессиональной линейке звуковых карт от Creative, было достигнуто не сильно значительное улучшение звучания.

Creative X-Fi Xtreme Music/Platinum – это младшие звуковые карты в новой линейке игровых карт. Как и во всех картах этой группы, была добавлена поддержка новой версии игрового API – EAX5. Улучшено позиционирование звука по сравнению со звуковыми картами линейки Audigy. Качество воспроизведения музыки находится на уровне Audigy 2ZS, иногда уступая, а иногда выигрывая у нее. В модели Platinum в комплект входит также выносной блок в 5.25 отсек и пульт дистанционного управления.

Creative X-Fi Fatality отличается наличием на борту звуковой карты памяти в размере 64MB. Теоретически, в будущем, когда производители игр начнут активно поддерживать новые возможности, от наличия набортной памяти возможен прирост производительности. На данных же момент разницы в скорости работы звуковой системы между Platinum и Fatality не наблюдается. Качество воспроизведения то же.

Creative X-Fi Fatality

Creative X-Fi Elite Pro позиционируется как топовая звуковая карта в линейке. На борту также установлены 64 Мб памяти. Игровые возможности не отличаются от X-Fi Fatality. В плане качества звучания отметим, что это бесспорно лидер среди карт Creative. Однако несколько завышенная цена не позволяет нам однозначно рекомендовать приобрести именно этот вариант.

Семейка ENVY-24

В отдельное семейство звуковых карт следует отнести решения на базе чипа ENVY-24 и его несколько урезанной версии HT. Игровые возможности здесь ограничиваются программной поддержкой EAX второй версии и фирменной технологии Sensaura3D. Зато в плане качества звучания в целом такие карты фактически вне конкуренции.

Terratec Aureon Space 7.1 является одной из самых дешевых звуковых карт на чипе VIA ENVY24-HT. Качество звучания хорошее. Стоит отметить один не очень серьезный недостаток – это скудные возможности драйверов.

M-Audio Revolution 7.1 по звучанию очень похожа на карту, которая была рассмотрена выше. Точнее, говорить о каком-либо реально различимом отличии в данном случае вообще не уместно. Карточка звучит хорошо.

Audiotrak ProDigy 7.1 похожа на две предыдущие звуковые карты. Если быть совсем точным, эти карты являются практически близнецами. Но стоит отметить, что качество воспроизведения музыки на ProDigy все же выше, чем на Space/Revolution. Разница не велика, но слышна.

M-Audio Revolution 5.1 является обновленной версией старой Revolution 7.1. При производстве это карты были использованы более качественные элементы и более новый ЦАП. Естественно, что качество звучания возросло. На данных момент это, наверное, самая качественная в плане воспроизведения музыки звуковая карта, выполненная на чипе Envy24-HT. Также стоит отметить, что в этом устройстве были убраны два никому не нужных дополнительных канала и вместо них появился специальный выход для наушников.

Здесь стоит остановиться поподробнее. Дело в том, что хотя производитель и заявляет о том, что этот выход специально для подключения наушников, но, по отзывам, на самом деле он мало чем отличается от линейного выхода и имеет довольно посредственное качество звучания на качественных наушниках. Таким образом, этот дополнительный выход служит больше для удобства коммутации звуковой карты при использовании и акустики и наушников, нежели для улучшения звучания, то есть для качественных наушников все же предпочтительнее использовать специальный усилитель.

В целом, звуковые карты на чипе VIA ENVY24-HT относятся к классу мультимедийных решений. Они обеспечивают довольно качественное воспроизведение музыки, поддержку многоканального звука в фильмах и корректную работу с ASIO-интерфейсом для работы в музыкальных редакторах. Слабым местом таких карт являются игры – поддержка игровых API. Все, что здесь есть, это программная поддержка EAX2 и алгоритмы API Sensaura3D (последние мало чем интересны). Современные версии EAX (3-5) и OpenAL, к сожалению, не поддерживаются вообще. Данные звуковые карты рекомендуются к приобретению в первую очередь тем, кто хочет достичь качественного звука при воспроизведении музыки и фильмов, но играми интересуется поверхностно.

 

Профи

Следующими по списку идут полупрофессиональные звуковые решения. Они ориентированы в первую очередь для студийной работы: записи звукового материала, работы в редакторах, воспроизведения сведенного материала на высококачественных мониторах, – поэтому не стоит удивляться отсутствию каких-либо элементарных функций, которые есть даже на встроенном звуке. Однако в силу высокого качества звучания полупроф-карточки все чаще можно встретить в домашнем ПК. Но здесь имеются ограничения: звуковые карты данной категории смогут раскрыть все свои достоинства только на очень качественной аппаратуре. Давай рассмотрим наиболее популярные на нашем рынке полупрофессиональные карты.

E-MU 0404 является самой младшей звуковой картой в профессиональной звуковой линейке производства Creative. Она оснащена неплохой элементной базой. Звучание можно оценить как очень хорошее.

E-MU 0404

E-MU 1820 является расширенной версией 0404 с дополнительным коммутационным блоком управления. Качество звучание идентично предыдущему устройству.

E-MU 1212m имеет практически лучшее звучание в категории полупрофессиональных решений, благодаря чему эта звуковая карта приобрела заслуженную любовь как у профессионалов, так и просто у любителей качественного звука. E-MU 1212m представляет собой две карты расширения, соединяющиеся похожим на шлейф от FDD кабелем. Позволяет подключение как балансного, так и небалансного типа. Стоит заметить, что для аналогового подключения используются профессиональные разъемы TRS (моноджек 6.3 мм), поэтому кабели придется или переделывать самому, или же покупать дополнительные переходники (моноджек – гнездо «тюльпана») при использовании Hi-Fi аппаратуры. Так как карта предназначена в первую очередь для профессионального применения, то панель управления достаточно сложна для обычного пользователя. Впрочем, к устройству прилагается солидных размеров мануал, в котором описаны основные принципы работы. Ну и, кроме того, установки по умолчанию позволяют насладиться качеством звука (при должном уровне остальных составляющих тракта) без каких-либо дополнительных манипуляций. Как было сказано выше, звучание звуковой карты находится на очень приличном уровне. Рекомендуется к приобретению любителям красивого звука без искажений.

E-MU 1820m – это расширенная модификация звуковой карта E-MU 1212m, для которой характерно наличие внешнего коммутационного блока. Звучание полностью идентично E-MU 1212m, равно как и все преимущества и недостатки этой карты.

ESI Juli@ – это профессиональная звуковая карта уровня Home Studio. Построена она на базе чипа ENVY24. Карта предназначена в первую очередь для записи звука, но также очень хорошо подходит и для воспроизведения оного. Имеет балансные TRS и небалансные RCA разъемы (одновременное использование и тех, и других – невозможно). Качество звучания очень хорошее. Если сравнить с решениями от Creative, то это устройство по воспроизведению звука находится где-то на уровне E-MU 0404. ESI Juli@ имеет очень удобную и понятную панель управления.

Подводя итог по полупрофессиональным картам, хотелось бы подчеркнуть, что здесь были описаны далеко не все модели данного сегмента, а только те, которые наиболее распространены на рынке. Их отличительная особенность – очень качественное звучание за сравнительно невысокую (по отношению к стационарным проигрывателям компакт-дисков класса Hi-Fi) стоимость.

Стоит еще раз коснуться игровых приложений. Данные звуковые карты могут, но вовсе не обязаны вообще поддерживать их. Так, например, при использовании EM-U 1212m мы столкнулись с отсутствием звука в 5-ой части «Героев». Если же поддержка все-таки имеется, то это максимум аппаратная 3D акселерация. Не стоит забывать, что большинство из профессиональных звуковых карт – это стерео.

 

Внешние

Несколько слов о внешних звуковых картах. В абсолютном большинстве случаев такие решения не только дороже «обычных» собратьев, но и имеют гораздо худшее звучание. Единственное устройство, которое хотелось бы отметить, – это EM-U 0404 USB. Если ты хочешь получить качественный звук от ноутбука, то обязательно обрати внимание на эту карту.

Итак, если мы решили получить звук уровня начального (или несколько выше) Hi-Fi, то однозначное предпочтение стоит отдать классу полупрофессиональных карт. Если важны еще и игры, то придется позаботиться о покупке еще одной карточки. Например, ОЕМ-версии Audigy 4 – дешево и сердито.

 

Без потерь

В начале статьи мы упоминали, что прослушивание формата MP3 и CD-Audio дисков на Hi-Fi устройствах является нецелесообразным. Предпочтение стоит отдать так называемым lossless форматам.

Как сообщает «Википедия», сжатие без потерь (англ. lossless) - метод сжатия информации, при использовании которого закодированные данные могут быть восстановлены с точностью до бита. Для каждого из типов цифровой информации, как правило, существуют свои алгоритмы сжатия без потерь.

К lossless аудиоформатам относят Monkey Audio и Flac. Их принцип несколько схож с обыкновенным архивированием в WinRAR или WinZIP. Алгоритмы указанных форматов специально адаптированы для упаковки WAV-файлов. Именно упаковки, а не для сжатия или переконвертации. Разумеется, степень сжатия здесь невысокая. Обычный оцифрованный диск займет около 700 Мб в «сыром» WAV и примерно 450 во Flac или APE. Воспроизводить такие форматы могут очень многие медиаплееры после установки дополнительного ПО. Скачать его можно с сайтов www.monkeysaudio.com и www.flac.sourceforge.net. Кроме того, среди компьютерных меломанов популярен проигрыватель foobar, обладающий очень простым интерфейсом и «родной» поддержкой Flac/APE. Найти оный можно по адресу www.foobar2000.org. Все упомянутое в этом абзаце ПО – бесплатное.

Коллекцию аудиозаписей в хорошем качестве придется «добывать» самостоятельно. Предстоит собрать воедино все доступные качественные диски и самостоятельно оцифровать их программой EAC, а затем упаковать. Владельцы безлимитных каналов доступа в Интернет могут воспользоваться eMule’ами и Torrent’ами.

Колонки? Мониторы!

Итак, с компьютерной частью в той или иной степенью мы разобрались. Далее обратим внимание на проблему выбора непосредственно колонок. Вернее, оптимального ценового диапазона. Здесь должно быть понятно, что покупать к ПК напольники за многие тысячи долларов (Hi-End) незачем. Равно как и двухсотдолларовые колонки к звуковой карте за те же деньги. На наш взгляд к лидеру полупрофессиональных звуковых карт (E-MU 1212m) едва ли есть смысл покупать АС (акустическую систему) заметно дороже $1000 без использования внешнего ЦАПа (цифро-аналогового преобразователя). Качественный внешний ЦАП, подключенный к хорошей звуковой карте «по цифре», сможет раскрыть потенциал очень дорогих акустических систем. Однако ценовой диапазон такого решения с учетом стоимости соответствующего усилителя и аксессуаров легко может перешагнуть за $10’000...

Таким образом, мы рекомендуем ограничиться диапазоном стоимости акустической системы от $150 – для «игровых» карт до $1500 – для полупрофессиональных. Стоимость усилителя обычно определяется как равная или чуть меньшая по отношению к колонкам.

Конкретные модели акустических систем и усилителя следует выбирать исключительно путем самостоятельного прослушивания в Hi-Fi салонах. Выбор по отзывам других людей, а также по рейтингам тестов – крайне нежелателен. В ценовом диапазоне «среднего» Hi-Fi (около $1000) и уж тем более в бюджетном нет идеально звучащих компонентов. Другими словами каждая акустическая система, каждый усилитель будет иметь свои недостатки и преимущества в рамках определенной ценовой категории. Какие именно недостатки окажутся для тебя наименее критичными, а какие достоинства наиболее первостепенными, решать только тебе самому.

 

Кабели

Межблочные кабели Audioquest.

Межблочные кабели Audioquest.

Еще один вопрос, который нельзя не затронуть, это кабели. Кабель, соединяющий источник звука с усилителем, называется межкомпонетным (interconnect). Его часто называют «межблочником». Кабели, соединяющие усилитель с колонками, называют акустическими. Ценовая категория здесь простирается от нескольких центов до тысяч долларов за метр. Вопрос влияния кабелей на звук оставим за рамками данной статьи. Эта тема весьма рьяно обсуждается на форумах. По нашему глубокому убеждению, потенциальный покупатель перед покупкой должен самостоятельно определиться, слышит ли он разницу в звучании тракта при замене одного кабеля на другой или нет.

 

Эксперимент

В завершение данной статьи мы подробно опишем проведенный редакцией журнала эксперимент на тему «Есть ли Hi-Fi на ПК?». В достаточно хорошо заглушенное тестовое помещение размером 4х5.5 м были доставлены AC Monitor Audio RS6 ($1100), стереоусилитель Exposure 2010S ($900), мраморные плиты-подставки, кабели Audioquest HiperLitz (акустические, $32 за метр) и KingCobra (межблочник длиной 0.75 м, $120). Источником послужил ПК с установленной в нем EM-U 1212m. Тестовый музыкальный контент в формате АРЕ (Monkey Audio) состоял из следующих записей:

  • The Phantom Of The Opera (Anrew Lloyd Webber). Данный материал мы прослушали в двух вариантах – студийная запись саундреков к одноименному кинофильму Джеля Шумахера и запись постановки Лондонского оперного театра 1986 года.
  • Органная фуга Иоганна Себастьяна Баха;
  • Metallica, The Ballads;
  • Тестовый аудиофильский диск фирмы Naim.

 

В качестве тестера помимо редакционного состава «Железа» мы пригласили владельца следующей аппаратуры (вместе с аппаратурой): проигрыватель компакт-дисков NAD C541 ($400), усилитель NAD C352 ($450), АС Dynaudio A52 ($950), стойки под колонки полочного типа Atacama Nexus.

Проигрыватель NAD C541 и усилитель NAD C352.

Проигрыватель NAD C541 и усилитель NAD C352.

 

Dynaudio A52.

 

Dynaudio A52.

Поскольку наш усилитель Exposure 2010S был явно более высокого класса, чем NAD C352, последний после беглого тестирования более не прослушивался. Таким образом, на связке Exposure 2010S и двух пар АС от Monitor Audio и Dynaudio выяснялась разница в звучании EM-U 1212m, установленной в ПК, и NAD C541.

Победил ПК с карточкой, вдвое дешевле бюджетного NAD C541. Разница в звучании заключалась в первую очередь в детальности и прорисованности сцены. EM-U 1212m на обеих парах акустических систем отыграла чисто и аккуратно. Слушать в целом было очень приятно даже тем, кто, казалось бы, никогда не верил, что ему понравится опера или органная музыка. Звучание же NAD’а заметно уступило E-MU: несколько мутноватый, резкий и грязный звук существенно подпортил впечатление от творений Баха и Эндрю Ллойда Веббера. Характерно, что такое мнение в целом оказалось единогласным, включая владельца NAD C541.

Данный факт нам не показался удивительным. Покупая EM-U 1212m ты платишь $200 за одну лишь электронику, лишенную «геймерских» наворотов. Если же говорить о NAD C541, то в $400 здесь заложены и стоимости корпуса, оптического привода, блока питания, пульта дистанционного управления и, наконец, самой электроники, дающей на выходе проигрывателя звук. Естественно, что все это просто невозможно «втиснуть» в $400 при сопоставимом с E-MU 1212m качестве.

 

Вывод

Таким образом, звук начального и среднего Hi-Fi на ПК вполне возможен. В бюджетном секторе он даже оказывается несколько более экономичным, нежели «стационарный» подход. Однако ПК, оставаясь устройством с высокой степенью интеграции и универсальности, вряд ли применим для топового уровня Hi-Fi и уж тем более Hi-End. Впрочем, применение высококачественного внешнего ЦАПа с цифровым подключением к профессиональной звуковой карте (например, Linx Two стоимостью в $800) позволяет оспаривать последнее утверждение. И лишь собственный шум ПК, а также практически полная невозможность получить оригинальное студийное качество записи даже при максимально качественной оцифровке хороших лицензионных дисков, заставили нас ограничить рекомендуемый ценовой диапазон…


По материалам журнала "Железо"

Теги: hi fi пк компьютер





Смотрите также

Комментарии

Новый комментарий

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Предложения

Социальные сети
Поделитесь в соц.сетях:
Статистика
 
Copyright © Audio Hi-Fi. 2001 - 2017. Москва. При использовании материалов обязательна ссылка на: http://www.audio-hi-fi.ru Реклама на сайте  
  Работает на Cotonti
Сайт создан в 2001 году.
Адаптировано под мобильные устройства.
Рейтинг радиотехнических сайтов Яндекс цитирования
Вверх
Вниз