Кассетники и катушечники

Для любителей магнитофонов и т.д.
Правила форума
Сообщения с бессмысленными темами. Например: "Нужна помощь", "Помогите", "Не могу разобраться" и т.д. Будут игнорироваться и Удаляться! Тема должна содержать суть вопроса, чтобы было ясно о чём в сообщении идёт речь.
Аватара пользователя
Romnik
Автор темы
Russia
Председатель клуба
Председатель клуба
Авторитет
Авторитет

Кассетники и катушечники

Сообщение #1 Romnik » 21 фев 2013, 07:47

Многие ещё помнят, как открывыли деку кассетного магнитофона и вставляли туда кассеты с любимыми записями, как «заедали» спусковые и лентопротяжные механизмы, рвались пасики и ремешки (которые потом сами делали из презервативов), как магнитофон «жевал» ленту и буквально «блевал» потом ею, а мы потом подрезали и аккуратно склеивали её маминым лаком для ногтей, как не защелкивалась крышка деки, как прочищали спиртом, водкой или одеколоном магнитную головку, потом подкручивали её положение, тем самым регулируя угол прижима к ленте. А, помните, как засовывали в кассету карандаш или ручку и перематывали её, когда лента была слишком жесткой и перемоточный механизм не мог её протянуть… Да, уж…было время…Эхх, НОСТАЛЬГИЯ!!!

Представьте, каково было в те времена диск-жокеям, и с какими ещё проблемами они могли столкнуться, играя свой сет на ответственном, торжественном вечере, когда в зале присутствовали
важные персоны и высокопоставленные лица? Мдааа… это вам не как сейчас: Играешь на дисках — вдруг сломался «сидюк»… о.к. включаешь ноут — и тот летит (например, накрылся видеочип)… Хорошо, достаешь тогда из кармана смартфон (с установленной раннее программой) и продолжаешь играть на нем.
Ну, по крайней мере какое-то время можно ещё продержаться и продлить удовольствие, тем самым продемонстрировав мастервство игры на разных устройствах (ведь, редко бывает, когда ломаются подряд аж 3 высококлассных аппарата:)).
Благо, сейчас есть широкий выбор и простор железа и софта для ди-джеинга. Тогда было намного тяжелее…
А ведь я и сам, вначале своей карьеры, начинал именно с кассетников, поэтому не по наслышке знаком с особенностями и тонкостями игры на этом виде проигрывания музыки.

Но, не все помнят (знают), когда и кем был придуман первый в мире «кассетник», я уже и не говорю об его внутреннем устройстве и структуре.

А «бобинники»? Вы помните, первые бобинновые магнитофоны? Это ж, что ни на есть, дедушки, тех самых «кассетников»! Большие катушки, с широкой 6-ти (а точнее 6,25) миллиметровой лентой, из которой, советские люди, делали занавески в межкомнатных проходах, вклеивали в качестве филенки для обоев под потолком,
изготавливали различные подделки и игрушки из неё… В общем, полный hande made!

А мы, любили пускать эти катушки с лентами с крыш домов, наблюдая, как вниз от неё тянется красивый серпантиновый шлейф (по крайней мере, это было в моём детстве). Скажу еще раз: «Эх, НОСТАЛЬГИЯ!!!» :) .

Считалось, что качество с бобинновых магнитофонов было на очень высоком уровне, и это действительно так (я имею в виду, по большей части, у зарубежных представителей)! Убедился в этом лично, когда побывав в квартире (где-то в начале 2000-х) у одного уважаемого звукорежиссера и оператора, прослушал демонстрацию вспроизведения бобинника, от некого зарубежного производителя (который, вроде, производит звукозаписывающую аппаратуру для спецслужб). А далее, услышал собственную запись песни этого режиссера на данном, скажем так, аппарате. И что вы думаете?

bobinna1 Честно, я был удивлен, на сколько был чистый и кристальный звук, а главное — живой! И это вам, не всякие там цифровые искажения голоса и робофоны. А английская мануфактура!

Не припомню, конечно же, названия бренда, но… факт — остаётся фактом.

А знаете ли вы, что многие ди-джеи, не только иностранные, но и в том числе советские пытались сводить треки, именно на бобинных катушечных магнитофонах. Да что там сводить, некоторые делали при помощи них самый настоящий скрэтч! И dj-фестивали проходили не только на классических винилловых проигрывателях, но и на кассетниках и бобинниках.

И опять-таки, мы мало знаем об этом… Об истоках.

Ну что ж, давайте немного обратимся к Википедии:

Принцип магнитной записи на стальную проволоку в 1888 году впервые разработал Оберлайн Смит (Oberlin Smith), под влиянием его посещения в 1878-м лаборатории Эдисона. Однако первое работающее устройство было изготовлено датским инженером Вальдемаром Поульсеном лишь в 1895 г.

Сам аппарат изобретатель назвал «телеграфоном».
В 1925 году Курт Штилле (Curt Stille) представил электромагнитное устройство, записывающее речь. В 1925 г. в СССР запатентована «гибкая лента из целлулоида, покрытая стальными опилками (например, посредством столярного клея», однако развития изобретение не получило. В 1927 г. Фриц Пфлеймер (Dr. Fritz Pfleumer) запатентовал магнитную ленту (сначала на бумажной основе, затем — на полимерной). Сам этот принцип начали разрабатывать параллельно со Смитом, в лаборатории BASF. Peirce 55-B — магнитофон для записи на магнитную проволоку,1945. В 1920-х годах Шуллером была предложена классическая конструкция кольцевой магнитной головки, представлявшей собой кольцевой магнитный сердечник с обмоткой на одной стороне и зазором на другой. При записи в обмотку подаётся ток записи, вызывающий выход магнитного поля в зазоре, который намагничивает магнитную ленту в такт изменению сигнала. При считывании, наоборот, лента, замыкая магнитный поток через зазор на сердечник, наводит ЭДС в обмотке. В 1934—1935 фирма BASF начала серийный выпуск магнитной ленты на основе карбонильного железа либо магнетита на диацетатной основе.
Принцип высокочастотного подмагничивания — подмешивания в записываемый сигнал высокочастотной составляющей — был предложен в начале 30-х гг. Браунмюлем и Вебером, усовершенствован в конце 30-х гг. Нагаи, Карпентером и др.
Стремление к миниатюризации бытовых магнитофонов и повышению удобства пользования ими привела к появлению на рынке, начиная с 1950-х гг., различных кассетных систем. Ко второй половине 1960-х фактически единым стандартом стала компакт-кассета, разработанная компанией Philips. В 1980—1990-х годах магнитофоны с компакт-кассетой практически вытеснили катушечные системы с потребительского рынка.


Катушечные магнитофоны.

oldrec1 В качестве носителя используется магнитная лента, намотанная на пластмассовые или металлические катушки (в быту употреблялось также название «бобина»; до появления кассетных магнитофонов катушки называли кассетами) или на сердечники без щёчек (для предотвращения спадания ленты магнитфоны, рассчитанные на сердечники, имеют на подающем и приёмном узлах диски-«тарелки», также существуют разборные катушки со съёмными щёчками).

Намотка ленты рабочем слоем внутрь рулона, но в очень старых магнитофонах нередко встречалась намотка рабочим слоем наружу. За счёт широкой ленты и высокой скорости её протяжки катушечные магнитофоны могут обеспечивать очень высокое качество записи и воспроизведения, выше, чем качество механической грамзаписи, CD и компакт-кассет. Стандартные скорости ленты в бытовых катушечных магнитофонах — 4,76, 9,53 и 19,05 см/с (в некоторых высококлассных применялась и 38,1 см/с); в студийных — 19,05, 38,1 и 76,2 см/с. Медленные скорости 2,38 и 4,76 см/с считались «диктофонными» (скорость 2,38 см/с встречалась только в тифлотехнических аппаратах[4] и регистраторах). В кинематографии для синхронной записи звука могла применяться скорость 48,5 см/с (скорость протяжки 35-мм киноплёнки), в спецаппаратуре встречалась также скорость 28,0 см/с. Все возможности качественной записи реализуются на высоких скоростях, 19,05 см/с и выше.

Катушечники отличаются большими габаритами, массой (хотя существовали и переносные, и носимые, и карманные модели) и энергопотреблением.
Многодорожечные (с 8 и более дорожками) многоканальные катушечные магнитофоны в 60-х — 90-х годах активно использовались как студийные. В бытовом секторе были практически вытеснены кассетными моделями к середине 80-х годов — для среднего потребителя компактность и простота использования оказались важнее качества звучания.
В СССР стандартные катушки для 6,25-мм ленты различали по номерам. «Номером» служил внешний диаметр катушки в сантиметрах. В батарейных магнитофонах, как правило, использовались катушки № 10 и № 13, в сетевых — № 15 и № 18, реже — № 13, № 22 и № 27. Самые маленькие катушки — № 7,5 — применялись в некоторых диктофонах; кроме того, на них продавалась ракордная лента.
Самая распространенная лента для катушечных магнитофонов — шириной 6,25 мм, толщиной 55, 37 и 27 мкм, значительно реже встречалась лента толщиной 18 мкм. Толстые ленты имеют лучшие механические свойства и стабильность характеристик, а большая толщина рабочего слоя обеспечивает высокую перегрузочную способность. Тонкие, в свою очередь, в силу лучшей гибкости не требуют сильного натяжения для хорошего прилегания к головкам и имеют большую длину при том же диаметре рулона, так на катушку № 18 помещается 350 м ленты толщиной 55 мкм или 525 м ленты 37 мкм. Диаметр километрового рулона ленты толщиной 55 мкм, намотанной на сердечник (стандартно для студийных магнитофонов) составляет около 30 см.

В СССР магнитофоны 0 и 1 классов делались исключительно со сквозным каналом (раздельные записывающие и воспроизводящие головки, раздельные усилители записи и воспроизведения), магнитофоны 2, 3 и 4 классов для удешевления, как правило, имели универсальные головки и усилители. Известны, однако, и исключения: магнитофоны 2 класса «Яуза-212» и «Снежеть-204» имели сквозной канал, как и портативный магнитофон «Электроника-100С». Магнитофон же 1 класса «Астра-110-стерео» был выполнен по схеме с универсальным усилителем. Зарубежные производители не придерживались жесткой привязки схемотехники к классу, а потому выпускалось немало как Hi-Fi-моделей с универсальным усилителем, так и довольно дешёвых со сквозным каналом.

Кассетные магнитофоны.

По крайней мере с середины 1950-х годов конструкторы предпринимали усилия, чтобы упростить обращение с магнитной лентой. Предлагавшиеся решения в целом сводились к двум вариантам: либо две катушки с лентой объединялись в одном корпусе-кассете, либо в кассету помещался один сердечник с лентой, склеенной в кольцо. Из этих ранних систем широкого распространения не получила ни одна.
По-настоящему массовые кассетные магнитофоны появились в начале 1960-х. В 1963 г. компания Philips выпустила компакт-кассету. Она на несколько десятилетий стала основным форматом магнитофонных кассет во всем мире. В 1964 г. консорциум американских фирм представил кассету Stereo 8 с бесконечным рулоном ленты и 8-дорожечной записью. Они были популярны в США до начала 1980-х гг. Другие конкурирующие системы, например, DC International фирмы Grundig (1965 г.), либо не выдержали конкуренции с компакт-кассетой, либо заняли достаточно узкие ниши специальных применений.
Первоначально в кассетах использовались ленты с рабочим слоем из гамма-окиси железа (Fe2O3, Type I). Они имели высокий уровень собственных шумов, небольшой динамический диапазон (до 48 дБ) и достаточно узкий диапазон частот (до 12 кГц). Ленты на основе двуокиси хрома (CrO2, Type II) превосходят их по динамическому диапазону и частоте записываемого сигнала. Наилучшее качество обеспечивают ленты типа Metal (Type IV), снятые с производства в начале 2000-х годов. Многослойные плёнки («феррохром», Type III), предложенные в 1970-е годы, довольно быстро вышли из употребления. С 2006 года в массовом производстве сохранились только ленты Type I, изготавливаемые методом напыления магнитного слоя в вакууме и малопригодные для высококачественной записи музыки.

В зависимости от вида ленты, при записи устанавливаются параметры тока подмагничивания, а при воспроизведении — частотной компенсации верхних частот.
Отличительной особенностью кассетных магнитофонов является повышенный шум при воспроизведении записанной фонограммы. Это связано с двумя факторами.
Во-первых, низкая (по сравнению с катушечными магнитофонами) скорость протяжки ленты и малая ширина дорожки приводят к малому уровню сигнала (около 0,15…0,25 мВ), генерируемого магнитным полем в воспроизводящей головке магнитофона. Сигналы такого уровня оказываются сопоставимы с собственными шумами транзистора во входной цепи (решение этой проблемы пошло двумя путями: создание специализированных воспроизводящих головок с высокой индуктивностью и, как следствие, с повышенным уровнем выходного сигнала (до 0,45 мВ) и разработка сверхмалошумящих усилителей с параллельным включением транзисторов на входе. В результате лучшие модели кассетных магнитофонов имеют собственные шумы на уровне −60…-62 дБ).

Во-вторых, неоднородная структура магнитного слоя и шероховатости его поверхности приводит к повышенному уровню шумов самой ленты (-52…-54 дБ у обычных лент типа I). Опять же, из-за относительно низкой скорости движения ленты спектр этих шумов попадает в рабочий диапазон частот магнитофона и становится очень заметным. Для подавления шумов в кассетных магнитофонах стали применять различные системы шумоподавления. Самые ранние и простые из них — динамические (DNL и подобные) — используют тот факт, что в тихих участках музыкальной фонограммы доля высокочастотных составляющих невелика. Динамический шумоподавитель при воспроизведении слабых сигналов автоматически снижает усиление в области верхних частот (выше 5…6 кГц), где как раз и располагаются основные шумы ленты. На восприятии музыкальной записи такая коррекция сказывается незначительно, а при сильном сигнале шумы ленты не так заметны. В дорогих высококачественных аппаратах с начала 1970-х гг. применяются компандерные системы шумоподавления «Dolby NR B/C/S» или «dbx», которые при записи сжимают динамический диапазон сигнала, «приподнимая» тихие фрагменты записи над шумами ленты, а при воспроизведении — расширяют динамический диапазон до исходного. Кассеты, записанные с подавлением шумов, следует воспроизводить с той же системой шумоподавления, которая была выбрана при записи. Для корректного восстановления сигнала, записанного с применением компандерного шумоподавления, необходима точная подстройка параметров записи под конкретную используемую ленту; в магнитофонах, не предусматривающих такую подстройку, восстановленный сигнал часто теряет высокочастотные составляющие («завал верхов»).

Для расширения динамического диапазона вверх (прежде всего, в области высоких звуковых частот) применяется система динамического подмагничивания Dolby HX Pro, впервые применённая компанией Bang and Olufsen в 1982. Эта система в процессе записи автоматически поддерживает оптимальный уровень подмагничивания соответственно изменению сигнала записи. Ленты, записанные с Dolby HX, могут воспроизводиться на магнитофонах, не имеющих этого устройства, но повышенный уровень записи высоких частот может перегружать их канал воспроизведения.
Одно из характерных отличий стандартных магнитофонов под компакт-кассету — невозможность раздельной монофонической записи на каждую дорожку в четырёхдорожечных аппаратах, так как их стирающая головка размагничивает сразу две соседние дорожки. В катушечных четырёхдорожечных магнитофонах все дорожки можно записывать раздельно и тем самым экономить ленту при монофонической записи. В некоторых моделях кассетных диктофонов, регистраторов и магнитофонов для людей с потерей зрения имеется возможность раздельной записи и воспроизведения каждой из четырёх дорожек.
В середине 1970-х годов фирма Sony, пытаясь преодолеть недостатки компакт-кассеты, предложила формат Elcaset. Это были в меру крупные кассеты (152х106х18мм) с лентой шириной 6,25 мм. Стандартная скорость протяжки — 9,53 см/с. Конструкция кассеты предусматривала возможность подведения к ленте трёх головок, то есть организацию сквозного канала. По характеристикам аппаратура Elcassette была близка к катушечным магнитофонам, значительно превосходя компакт-кассету, но формат оказался коммерчески неуспешным и к 1980 году производство магнитофонов и кассет, едва начавшись, было свёрнуто. Уже изготовленные магнитофоны и кассеты были целиком проданы в Финляндию, и в настоящее время Финляндия имеет самый большой в мире парк аппаратуры Elcaset.
В СССР и странах СНГ было принято в разговорной речи обозначать кассетный магнитофон словом «кассетник». В свою очередь катушечный магнитофон назывался словом «катушечник» или «бобинник» (от слова «бобина» — катушка).

Как правило, среди кассетных дек лучшими считаются флагманские модели Nakamichi (1000ZXL, ZX9, CR7, Dragon), Pioneer (model 1200, CT-A9X) и менее распространённые Tandberg (model 3014) и TEAC (6000, 7000, 10000), достигшие своего технологического потолка в 1981—1983 гг., а также верхние модели массовых брендов второй половины 1980-х: Sony (TC-K950ES), Aiwa (XK-S9000), Akai (GX-F91), Alpine (Alpage), JVC, Harman/Kardon, Marantz,Technics.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов выпускались комбинированные катушечно-кассетные магнитофоны: венгерский BRG M11 Qualiton и японский Sony TC-330.
(По материалам Руссой Википедии).

Магнитофон в истории СССР.

В СССР с распространением доступных бытовых магнитофонов (примерно со второй половины 1950-х — начала 1960-х годов) возникло особое социальное явление — магнитофонная культура. Легкость копирования магнитных записей позволила почти неограниченно распространять произведения, не одобрявшиеся официальной идеологией, но популярные в народе: песни бардов и первых полуподпольных рок-групп, западную популярную музыку, лекции по уфологии и т. п. Магнитофоны быстро вытеснили с рынка кустарную грамзапись — грампластинки, записанные на использованной рентгенопленке («музыка на ребрах»). dnepr1
Первый образец отечественной бытовой магнитной ленты — «Тип — 1″ — начал выпускаться с 1954 года на Шосткинском химзаводе («Фабрика-3″) в Сумской области, Украина. На основу из диацетатцеллюлозы наносился порошок гамма-окиси железа с кристаллами кубической формы. На применение такой ленты были рассчитаны первые бытовые магнитофонные приставки («Волна», МП-2) и магнитофоны («Днепр», МАГ-57 и пр.). Самые первые магнитофоны были однодорожечными — дорожка записи занимала всю ширину ленты.

Основным неудобством при работе с лентой были постоянные разрывы — склейка ленты в те времена стала привычным занятием любителей звукозаписи. Резкий запах «магнитофонного» клея (а туда входили такие компоненты, как ацетон, бутилацетат, уксусная эссенция) обычно сопровождал процесс прослушивания. Лента типа 1 обеспечивала приемлемое качество записи на скорости не менее 19,05 см/с. Справа показана стандартная алюминиевая катушка емкостью 100 м (диаметром 10,5 см) для магнитофонных приставок.

На нерабочую сторону ленты по всей ее длине наносились данные о производителе, типе, дате выпуска ленты и номере промышленной партии (полива).
Уже в 1955 году начался выпуск ленты «Тип — 2″ с улучшенными магнитоакустическими параметрами. В качестве рабочего слоя служил порошок феррита кобальта с кубическими кристаллами. Однако и эта лента не позволяла использовать скорость записи менее 19,05 см/с, поэтому длительность звучания одной стороны катушки среднего размера (№ 13) составляла всего 15 минут.
На ленту типа 2 были рассчитаны все магнитофоны конца 1950-х — начала 1960-х годов — базовые модели «Комета», «Астра», «Тембр», «Айдас», «Гинтарас» и многие другие. Они были уже двухдорожечными — перевернув катушки по окончании воспроизведения можно было перейти на вторую дорожку. Возможность использования двухкратно более узкой дорожки — плод увеличения чувствительности новой ленты. На коробке виден более современный логотип Шосткинского химкомбината — «СВЕМА».

В 1960 году появляется лента «Тип — 6″. Технология рабочего слоя вернулась к применению гамма-окиси железа, но форма ферромагнитных кристаллов стала игольчатой. Для основы ленты начала использоваться триацетатцеллюлоза, что улучшило механические характеристики ленты (коробление, остаточное удлинение). Следующим усовершенствованием стало ориентирование кристаллов рабочего слоя в продольном направлении для увеличения чувствительность ленты. Все это позволило улучшить параметры и снизить скорость записи до 9,53 см/с.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования магнитных лент стали: уменьшение толщины ленты при исключении обрывов и улучшение качества звучания. Результатом стала разработка ленты «Тип — 9″ и (почти сразу же) «Тип — 10″. Применение в качестве основы ленты полиэтилентерефталата (лавсана) позволило достичь высокой механической прочности (заметим, что именно этот материал применяется и поныне для производства магнитных лент). Лента была заслуженно названа «долгоиграющей»:
уменьшение толщины с 55 мкм до 37 мкм и возможность применения ленты на скорости до 4,76 см/с (из-за улучшения рабочего слоя) почти четырехкратно увеличило время звучания при том же размере катушки. Начиная с типа 10 данные производителя перестали печататься на нерабочей стороне ленты. С принятием ГОСТ 17204-71 лента типа 10 стала называться А4402-6. На ее основе появились многочисленные разработки лент для четырехдорожечных, стереофонических и кассетных магнитофонов 1970-1980-х годов.

Реклама на форуме
Реклама на форуме

Кассетники и катушечники

Сообщение #1  Объявления » 21 фев 2013, 07:47

Аватара пользователя
digiandr
Russia
Тех.поддержка
Тех.поддержка
Участник
Участник

Re: Кассетники и катушечники

Сообщение #2 digiandr » 26 окт 2016, 13:27

У меня было несколько магнитофонов но всё продал или выбросил. Не очень давно мне подарили кассетник
Pioneer со сквозным каналом, подумал что может оставлю. Поменял голову сточенную в одном канале на новую такую же ну почти. Вместе в мафоном коробка кассет штук 100. Ну послушал на что сил хватило, звук не мой, уже отвык и фанатства нет никакого.
Ну кроме головы отмыл его и убрал на хранение, потом придумаю что делать.


Еще подарили головняк "ВЕГА МП-120С"
ЛПМ подломан, приемный узел барахлит.
Высохли конденсаторы, если не все то многие. Сразу надо менять штук 20 только чтобы он как-то очухался а то даже выпрямители не работают.
Голова вроде нормальная советская сендаст. На микросхемах к174 и ИК1906. Тоже кинул в чулан хотя правильнее было бы в мусорку.

Доска объявлений аудио/видео
Доска объявлений аудио/видео

Объявления на нашей доске просматриваются большим количеством посетителей, переходят из рук в руки и всегда имеют хороший отклик.

Рекомендуемый контент

 Ещё страницы сайта »


Вернуться в «Кассетные и катушечные деки»

Кто на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

Права доступа

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения